Из всех возможных способов вращения рулевого колеса выделять правильные или неправильные не стоит: водителю надо просто взять оптимальный вариант и с его помощью решить текущую задачу.
Сложность освоения рулевого управления автомобиля, в первую очередь, заключаются в том, что водитель не видит положение управляемых колес в каждый момент времени, как это происходит на велосипеде, мотоцикле или картинге, что ближе к автомобильной теме.
Когда водитель видит, что направление управляемых колес не соответствует мысленной траектории его транспортного средства, он сразу может привести их в то положение, которое надо, и это происходит мгновенно, как только управляемые колеса уходят с намеченного пути.
В случаях, когда положение управляемых колес скрыто от глаз водителя, точное положение колес относительно линии движения неизвестно никогда, водитель получает приблизительную информацию об их направлении через поведение автомобиля: автомобиль едет прямо, значит, колеса тоже стоят прямо, автомобиль поворачивает – колеса повернуты, но на какой угол неизвестно.
Когда автомобиль стоит на месте, выяснить положение управляемых колес с места водителя, не зная особенности рулевого управления конкретного автомобиля, просто не получится.
В чем же заключаются эти особенности и как ими пользоваться:
Рулевое колесо современного автомобиля имеет такую форму, что даже ребенок сможет определить, где у него верх, низ, право и лево, чего не было каких-то 50 лет назад.
Положению управляемых колес – прямо, с исправным рулевым механизмом, соответствует такое положение рулевого колеса в пространстве, когда все его части находятся на своих местах по вертикали и горизонтали.
Однако, при вращении рулевого колеса в любую сторону до упора, сделав полный оборот, оно займет положение в пространстве, соответствующее направлению колес – прямо, когда мы точно знаем, что колеса повернуты в сторону.
Покрутив рулевое колесо на стоящем автомобиле от одного крайнего положения до другого крайнего положения нужно посчитать не количество оборотов рулевого колеса, как советуют некоторые автоинструкторы, а количество положений рулевого колеса, соответствующих его нормальному (нейтральному) положению, то есть направлению управляемых колес – прямо.
Проведя данный эксперимент, вы увидите, что рулевое колесо при вращении от одного крайнего положения до другого крайнего положения оказывается в нормальном (нейтральном) положении всего три раза, при этом только в одном случае его нормальное (нейтральное) положение соответствует направлению управляемых колес – прямо.
Данную особенность рулевого управления современного легкового автомобиля надо знать малоопытным водителям и использовать, особенно, при маневрировании в ограниченных пространствах, когда при движении задним ходом после многочисленных перекладок рулевого колеса из одного крайнего положения в другое крайнее положение, вы достигли желаемой позиции автомобиля для заезда, допустим, в гараж: Вам осталось только поставить управляемые колеса в положение – прямо и заехать.
Порядок действий очень прост:
1. Как только автомобиль встал в позицию для прямого заезда в гараж останавливаем его и одновременно ставим рулевое колесо в ближайшее нормальное (нейтральное) положение.
2. Возобновляя движение задним ходом, на самой малой скорости, следим за капотом своего автомобиля: если передняя часть автомобиля никуда не заносится, то управляемые колеса стоят в положении – прямо, если передняя часть уходит в сторону, то для постановки управляемых колес в нейтральное положение надо сделать ровно один оборот рулевого колеса в ту сторону, куда идет занос капота.
3. Немного корректируя положение рулевого колеса, заезжаем в гараж.
Данная методика годится как для движения задним, так и передним ходом, но исключительно при маневрировании в ограниченных пространствах или на малых скоростях, потому что при движении на средних и высоких скоростях информацию о положении управляемых колес надо считывать с траектории автомобиля, но никак не с положения рулевого колеса.
На прямых участках дорог, а также при прохождении поворотов рулевое колесо никогда не требуется перекладывать с одного крайнего положения в другое, а если такая необходимость возникла, то автомобиль, скорее всего, уже находится в критическом заносе и его проще докрутить на 360°, чем возвратить в исходное положение, но это тема для отдельного разговора.
Начиная разговор о способах вращения рулевого колеса надо определиться с положением рук при прямолинейном движении автомобиля.
В различной литературе по автомобильной тематике, а также в многочисленных комментариях автомобилистов одни авторы утверждают, что правильное положение рук на рулевом колесе при прямолинейном движении автомобиля соответствует положению левой руки на «9» часов, правой руки на «3» часа, если представить рулевое колесо в виде циферблата часов со стрелками. Другие авторы, настаивают на том, что правильным является положение левой руки на «10» часов, правой руки на «2» часа по циферблату.
Дело в том, что и те и другие правы, если внести некоторое уточнение:
Для управления грузовым автомобилем, автобусом, троллейбусом я бы предпочел положение рук на «9» и «3» (по циферблату), так как рулевое колесо на этих транспортных средствах находится практически в горизонтальной плоскости (лежит), и положить руки ближе к себе гораздо удобнее, чем тянуться вперед и опираться на рулевое колесо весом своего тела.
Другое дело – легковой автомобиль: здесь рулевое колесо практически находится в вертикальной плоскости, и в этом случае для того, чтобы не держать руки навесу и не напрягать плечевой пояс, их можно положить в положение «10» и «2» (по циферблату), а лёгкого сжимания кистей рук в кулак будет достаточным для того, чтобы расслабленные руки в плечах не соскользнули с рулевого колеса на колени.
Определившись с исходным положением рук на рулевом колесе, надо решить как следует вращать его в стороны с минимальными физическими затратами, но с большой эффективностью: дорога может быть длинной, и силы надо беречь, да и зачем напрягаться там, где это не требуется!
Прежде, чем начать разговор о способах вращения рулевого колеса, хочу сказать, что выделять из всех возможных способов и приемов правильные или неправильные не стоит: водителю надо просто взять оптимальную комбинацию известных ему приемов и с их помощью решить текущую задачу по управлению автомобилем.
Исходя из собственного опыта управления легковыми автомобилями, на сегодняшний день у меня преобладает комбинация (сочетание) сразу нескольких всем хорошо известных способов руления, которая позволяет мне не замечать особенности рулевых механизмов разных автомобилей, а именно различия в передаточных отношениях их рулевых редукторов или рулевых реек.
Полный оборот рулевого колеса поворачивает управляемые колеса у разных автомобилей не одинаково: чем больше угол поворота управляемых колес за один оборот рулевого колеса, тем острее рулевое управление, и наоборот, чем меньше угол поворота управляемых колес за один оборот рулевого колеса, тем рулевое управление мягче.
Обучение вождению автомобиля лучше начинать на автомобиле с мягким рулевым управлением, так как, научившись езде на нём, не придется переучиваться для езды на автомобиле с острым рулевым управлением, а вот при обратной пересадке очень часто возникают проблемы.
Сочетание сразу нескольких способов руления в одном повороте рулевого колеса обеспечивает мне возможность при меньшем количестве перехватов рулевого колеса руками повернуть управляемые колеса автомобиля с мягким рулем на больший угол, а на автомобилях с острым рулем – обеспечивает запас в движениях, который никогда не бывает лишним.
СПОСОБЫ ВРАЩЕНИЯ РУЛЕВОГО КОЛЕСА.
Вращение рулевого колеса одной рукой с перекатом на нижнем секторе.
Владеть вращением рулевого колеса одной рукой обязан каждый водитель, так как в процессе управления автомобилем, несмотря на то, что обе руки должны находится на руле, само вращение рулевого колеса осуществляется обеими руками, но попеременно: когда одна рука работает на руле, вторая готовится к работе в своем секторе или выполняет другую работу по управлению автомобилем (перемещает рычаг коробки переключения передач, тянет рычаг стояночного тормоза («ручник»), нажимает различные кнопочки), а ситуация, когда надо сделать два действия одновременно может возникнуть в любой момент. И внезапность возникновения таких ситуаций не должна приводить водителя к дилемме: что делать сначала, а что – потом.
Вращать рулевое колесо одной рукой с перекатом на нижнем секторе очень просто:
Допустим, левая рука находится в исходном положении «10» (по циферблату) и нам надо прокрутить рулевое колесо на один оборот против часовой стрелки: начинаем вращать рулевое колесо с позиции «10» до позиции «7», в позиции «7» раскрываем ладонь и перекатываем рулевое колесо через тыльную сторону ладони до позиции «5», где, приподняв локоть выше кисти, снова захватываем рулевое колесо, продолжая вращение рулевого колеса, вплоть до позиции «7». Вращение рулевого колеса правой рукой осуществляется в зеркальном порядке.
Вращение рулевого колеса двумя руками без перехватов:
Руки находятся в исходном положении «10» и «2» (по циферблату), руль вращается (покачивается) в пределах 30° в каждую сторону, то есть когда левая рука за счет вращения рулевого колеса, без проскальзывания по нему, не уходит дальше «9» при повороте влево, а правая – дальше «3» при повороте вправо.
Данный способ применяется на прямолинейных участках дорог, для удержания автомобиля в пределах полосы движения. Вращение рулевого колеса осуществляется двумя руками и это единственный случай, когда обе руки одновременно вращают рулевое колесо.
Силовое руление с перехватами на верхнем и нижнем секторе рулевого колеса.
Рассмотрим данный способ руления на примере вращения рулевого колеса влево:
Из исходного положения «10» левая рука тянет рулевое колесо вниз до позиции «8» или «7» (по циферблату) при этом правая рука, проскальзывая по рулевому колесу, симметрично левой руке опускается до позиций «4» или «5», соответственно, где захватывает рулевое колесо, забирая управление вращением у левой руки.
Теперь правая рука тянет рулевое колесо из позиции «4» или «5» до позиции «2», при этом левая рука, проскальзывая по рулевому колесу, симметрично правой, поднимается к позиции «10».
Когда руки окажутся в исходном положении вращение рулевого колеса можно продолжить в первоначальном направлении или поменять направление вращения в другую сторону. Каждая рука отвечает за поворот рулевого колеса только на своей стороне: левая отвечает за левый сектор, а правая – за правый сектор.
Скоростное руление с перехватами на боковом секторе рулевого колеса.
Рассмотрим данный способ руления на примере вращения рулевого колеса влево:
Правая рука вращает рулевое колесо влево (против часовой стрелки) из исходного положения «2» до позиции «8», при этом левая рука отрывается от рулевого колеса, зависая над позицией «12», то есть отрывается от рулевого колеса, но остается в позиции близкой к исходному положению.
Когда правая рука достигнет позиции «8», левая рука забирает рулевое колесо в позиции «12» и продолжает его вращение до позиции «8», при этом правая рука по короткому пути стремится в позицию «12», где делает захват рулевого колеса и продолжает его вращение опять до позиции «8», левая рука опять зависает над позицией «12» и ждет своей очереди.
Вращение рулевого колеса вправо осуществляется в зеркальном порядке с перехватами правой руки на секторе «12», когда левая рука вращает рулевое колесо от сектора «10» до сектора «4» (по циферблату).
Способ скоростного руления с перехватами на боковом секторе применяется при маневрировании в ограниченном пространстве, для быстрого поворота управляемых колес автомобиля из одного крайнего положения в другое крайнее положение, а также при компенсации внезапного заноса задней оси автомобиля, когда его нельзя было предвидеть заранее.
После ознакомления со способами вращения рулевого колеса надо их обязательно попробовать в действии и покрутить рулевое колесо на месте, для чего надо вывесить управляемые колеса автомобиля (поставить автомобиль на подпорки), так как если Вы будете долго разбираться со своими руками и рулевым колесом, рулевой механизм, а также покрышки колес автомобиля получат неоправданный износ, что, в конечном счете, ударит по карману гораздо раньше, чем это могло бы случиться при правильной эксплуатации автомобиля: крутить рулевое колесо на неподвижном автомобиле – нельзя!
Следуя поговорке: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! – я снял небольшой видеоролик, в котором на личном примере показываю, как можно вращать рулевое колесо легкового автомобиля в реальных городских условиях и как именно я комбинирую все вышеперечисленные способы вращения рулевого колеса.
Перед просмотром видеоролика считаю важным повториться и сказать, что выделять из всех возможных способов вращения рулевого колеса правильные или неправильные не стоит, так как тот или иной способ имеет право на жизнь, а водителю надо просто взять оптимальный вариант и с его помощью решить текущую задачу.